«Протомузей» – совместный проект галереи «Выхино» и творческой студии «Мастерская-ТАФ», который знакомит посетителей с материально-предметной культурой прошлого и ее отражением в современном дизайне и искусстве.
Мастерская-ТАФ (Театр Архитектурной Формы) – команда единомышленников, архитекторов, дизайнеров под руководством профессора МАРХИ, основателя авторской дизайнерской школы Александра Ермолаева. В своей многообразной деятельности – педагогика, проектирование, станковое творчество, издание книг – Мастерская придерживается принципов естественности, уместности, соединения умной традиции и неожиданной современности. Более 20 лет в северной деревне Ошевенск Архангельской обл. Мастерская-ТАФ бережно сохраняет уникальную традиционную среду, умело и точно добавляя в нее архитектурно-дизайнерские современные решения. Там же собрана коллекция предметов народного «протодизайна» – архаичной мебели, крестьянской утвари, рабочих инструментов и орудий труда, которая представлена в «Протомузее».
Экспозиция «Протомузея» в Печатниках показывает примеры правильного хорошего дизайна – социально-ориентированного, рационального, экономного, эстетически умеренного, контекстуального и остроумного –в материально-предметной культуре прошлого и настоящего. Такие проявления естественности, простоты, здравого смысла и изобретательности можно найти как в народных предметах, так и в городской дореволюционной культуре, в советском анонимном промышленном дизайне, продолжающем идеи «производственного искусства» русского авангарда и в современном скандинавском функциональном дизайне.
Любой из музейных экспонатов – крестьянский лубяной короб, коробка из-под печенья фабрики Эйнем, советская мясорубка или современные емкости для хранения из картона – сделан просто, честно и функционально.
Знакомя с ними, создатели музея хотят помочь всем нам, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью. А также показать связь между достоинствами архаического российского дизайна и последующими проявлениями дизайнерской мысли. Ведь без понимания этих основ трудно представить дальнейшее здоровое развитие российской материально-художественной культуры.